Программа учебного курса «Пользователь «АС-Библиотека-3»

Курс обучения пользователей АБИС «АС-Библиотека-3» рассчитан на сотрудников отделов обработки, каталогизации, хранения, абонемента, читальных залов, и др. структурных подразделений общедоступных, музейных, ведомственных библиотек, а также библиотек учебных заведений разного уровня.

Основная цель данного курса дать навыки практической работы и помочь слушателям освоить возможности «АС-Библиотека-3» по автоматизации основных направлений библиотечной деятельности. Программа данного курса направлена на получение слушателями прочных базовых знаний, позволяющих эффективно использовать программное обеспечение на рабочем месте, а также необходимых для дальнейшего самостоятельного изучения и освоения функций автоматизированной библиотечной системы применительно к практическим задачам конкретной библиотеки.

Изучаемые темы

Вводная часть: состав и использование «АС Библиотека-3» в автоматизации основных направлений деятельности библиотеки (общая схема работы «АС Библиотека-3»).

Архитектура взаимосвязей в «АС Библиотека-3» (обзор).

Регистрация пользователей. Назначение прав доступа к фондам библиотеки и электронному каталогу. «Читатель».

  • Назначение и возможности. Интерфейс, правила работы, основные настройки. БД «User» (назначение, область применения). Справочная система «АС Библиотека-3»: состав, принципы использования (на примере «Читателя»). Регистрация новых пользователей (создание учетных записей):
  • заполнение полей учетной записи: вручную, с использованием словарей-справочников, с использованием сканера штрих-кодов и устройства чтения магнитных карт;
  • обязательные поля учетной записи;
  • назначение прав доступа;
  • Редактирование учетных записей: изменение информации (понятие о переиндексации данных); дополнение данных о пользователе; удаление записей.
  • Создание и использование шаблонов учетных записей (заполнение полей значениями «по умолчанию»).
  • Формирование и вывод на печать читательского билета и учетной карточки.
  • Функция «Черный список».
  • Поиск информации в базах данных «АС Библиотека-3» (на примере «Читатель»): возможности поиска; составление простых и комбинированных поисковых запросов: использование операторов, сравнений, усечений, функции «список слов», использование словарей при поиске; сортировка данных.
  • Передача информации о пользователях в текстовый редактор MS Word для дальнейшей обработки и вывода на печать.

Российский коммуникативный формат представления библиографических записей в машиночитаемой форме RUSMARC:

Назначение, термины и понятия, общие сведения о применении (на примере библиографических записей учебной базы данных «demo»).

Создание электронного каталога. «Каталогизатор»

  • Назначение и возможности.
  • Интерфейс, правила работы, основные настройки.
  • Базы данных электронного каталога и словарей (назначение, область применения).
  • Понятие основной базы данных.
  • Особенности структуры и использования справочной системы «АС Библиотека-3» в «Каталогизаторе» и «Комплектаторе».
  • Создание простых (несвязанных) библиографических записей:
  • Режим «Ввод». Понятие о шаблонах библиографических записей;
  • заполнение полей библиографических записей: вручную, с использованием словарей-справочников, с использованием функций автоматического заполнения;
  • обязательные поля/подполя в библиографической записи;
  • вставка диакритов;
  • проверка орфографии.
  • Режим «Марк». Добавление/удаление полей/подполей;
  • ввод информации.
  • Режим «Инвентарные номера». Заполнение поля «Инвентарный номер»: вручную, с использованием функции автоматического присвоения инвентарного номера, с использованием функций генерации сведений о месте хранения; удаление инвентарных номеров;
  • присвоение авторского знака;
  • определение места хранения;
  • заполнение других подполей поля 899 «Данные о местонахождении».
  • Редактирование библиографических записей: изменение информации; дополнение данных.
  • Удаление библиографических записей.
  • Авторитетные записи. Российский коммуникативный формат представления авторитетных/нормативных записей: назначение, термины и понятия, общие сведения о применении (на примере базы данных «Vocab»). Создание и использование авторитетных записей.
  • Классификация библиографической информации: встроенная функция «УДК-ББК» в «Каталогизаторе»; использование тематических, предметных рубрик, ключевых слов и др. способов классификации информации.
  • Заполнение подполей индексов классификаций 675 $а «Универсальная десятичная классификация (УДК)» и 686 $а «Индексы других классификаций» (ББК): вручную, с использованием многоуровневой электронной схемы классификации, с формированием связей классификационных индексов, с применением специальных и общих типовых делений.
  • Функция поиска в «УДК-ББК».
  • Использование для классификации библиографической информации других полей блока анализа содержания (тематических, предметных рубрик, ключевых слов и т.д.)
  • Формирование и вывод на печать каталожных карточек, тематических перечней, списков литературы:
  • Возможности настройки внешнего вида, параметров печати и других опций каталожной карточки.
  • Формирование тематических списков.
  • Поиск библиографической информации в базах данных «АС Библиотека-3» (на примере «Каталогизатора»): возможности поиска; составление простых и комбинированных поисковых запросов; функция «Поиск в найденном»; сортировка данных.
  • Передача библиографической информации в текстовый редактор MS Word для дальнейшей обработки и вывода на печать.

Комплектование фонда библиотеки. «Комплектатор»

  • Назначение и возможности.
  • Интерфейс, правила работы, основные настройки.
  • БД «Дезидерата» (назначение, область применения).
  • Создание библиографических записей.
  • Формирование заказов на получение литературы.
  • Контроль за выполнением заказов.
  • Комплектование без оформления заказов.
  • Первичный учет поступлений.
  • Формирование и вывод на печать бланков заказов, каталожных и топографических карточек.
  • Операции импорта-экспорта в «АС Библиотека-3»: назначение; область применения; схема и правила экспорта-импорта библиографических записей между БД «Дезидерата» и БД электронного каталога.
  • Проверка импортируемых записей на наличие ошибок и дублетность.
  • Редактирование дублетных и некорректно составленных записей.

Инвентарный учет. «Статистика» (в части инвентарного учета).

  • Назначение и возможности.
  • Интерфейс, правила работы, основные настройки.
  • Формирование инвентарной книги в автоматическом режиме; настройка параметров формирования и отображения; передача результатов в текстовый редактор MS Word для дальнейшей обработки и вывода на печать.

Создание электронного каталога. «Каталогизатор» (продолжение)

  • Создание библиографических записей на специфическую документацию (на примере описания электронных ресурсов).
  • Редактирование включаемых в поставку «АС Библиотека-3» и создание новых шаблонов библиографических записей (изменение внешнего вида, определение набора полей и подполей, заполнение значениями «по умолчанию»). Создание записи.
  • Создание/редактирование многоуровневых (связанных) библиографических записей
  • Понятие о полях связи
  • Создание записи со встроенными полями.
  • Создание многоуровневых записей при описании: многотомников; периодических изданий; аналитических росписей; конволют.
  • Особенности заполнения полей блоков описательной информации и интеллектуальной ответственности, а также полей «Инвентарный номер», «Авторский знак» и др.
  • Дополнительные функции «Каталогизатора»: размножение записей; групповая корректировка (встроенные функции); подключение к библиографической записи файлов разных форматов (присоединение); формирование истории записи.

Обслуживание пользователей библиотеки. «Поиск», «WWW-шлюз», «Книгохранение», «Абонемент», «Книговыдача»

  • Особенности поиска и заказа литературы через «Поиск» и «WWW-шлюз».
  • Особенности работы с заказами пользователей в «Книгохранении» и «Абонементе».
  • Заказ литературы из фондов библиотеки, обработка требований, выдача и возврат изданий:
  • формирование поискового запроса;
  • работа с результатами выполнения запроса: просмотр итогов выполнения запроса, отбор, заказ литературы, отмена заказа;
  • формирование «очереди» на получение издания;
  • особенности поиска, отбора и заказа литературы, хранящейся в электронном каталоге в виде связанных записей;
  • списки заказанной литературы и литературы «на руках»;
  • формирование и вывод на печать читательских требований.
  • обработка поступивших заказов;
  • выдача литературы; отказ в выдаче;
  • отмена заказа; перенаправление заказа;
  • формирование и вывод на печать требований и книгозаместителей («Книгохранение», «Абонемент»); продление срока пользования литературой;
  • оформление возврата литературы в фонд;
  • контроль за соблюдением сроков обработки требований пользователей и сроков возврата литературы в фонд библиотеки:
  • формирование перечней «все издания на руках», «просроченные издания на руках», «все обработанные заявки»; «просроченные зарезервированные издания».
  • Дополнительные функции: режим «Массовая выдача» («Абонемент»); использование сканера штрих-кодов и устройства чтения магнитных карт.

Работа с фондом библиотеки. «Книгохранение», «Абонемент»

  • Область применения, возможности и особенности использования «Книгохранение» и «Абонемент» в работе с библиотечным фондом:
  • Редактирование элементов библиографической записи.
  • Проверка расстановки изданий.
  • Вывод изданий из обращения («закрытие» от выдачи).
  • Списание литературы и удаление записей из электронного каталога.

Сбор и анализ статистических данных. «Статистика» (в части сбора статистических данных)

  • Формирование сводных отчетов о работе структурных подразделений и библиотеки в целом по: комплектованию, работе с библиотечным фондом (проверке расстановки, списанию), движению единиц хранения, ведению электронного каталога, обслуживанию читателей (по группам пользователей).
  • Передача отчетов в текстовый редактор MS Word для дальнейшей обработки и вывода на печать.

«Администратор». Назначение и возможности (обзор).